Облачное завтра

29.04.2019

Игроки российского облачного рынка с оптимизмом смотрят в будущее. Рынок становится более зрелым, растет доля высокомаржинальных сервисов, предоставляемых по моделям PaaS и SaaS.

«По прогнозу iKS-Consulting, в 2019 году объем рынка облачных услуг в России достигнет 80 млрд руб. Это два «золотых парашюта» CEO General Electric Джека Уэлча или одна яхта человека, которого вы хорошо знаете», – дал образное сравнение модератор конференции Mailto: CLOUD руководитель направления облачных и бизнес-сервисов компании Mail.Ru Group Егор Ганин.
 
 
Действительно, российский облачный рынок пока невелик. Зато он самый быстрорастущий в ИТ. И если пару лет назад вложения в облака представлялись рискованными – объем рынка не позволял вернуть сделанные инвестиции, то в прошлом году произошел перелом и на облачный рынок вышли крупные игроки (Сбербанк, «Яндекс», МТС, «Билайн», «Мегафон»), поверившие в то, что вложения в облачную инфраструктуру могут окупиться.
 
Хотя на рынке присутствуют компании, сразу создававшиеся как облачные (Selectel), но чаще дорога в облака была другой. Крупные компании («Ростелеком», Сбербанк, Mail.Ru) сначала разворачивали свои частные облака, наращивали экспертизу и лишь затем выходили на рынок, масштабировали бизнес и монетизировали накопленный опыт.
 
Важную роль в формировании облачного рынка стало играть государство. В тучные годы госучреждения покупали hi-end-оборудование и создавали свои маленькие дата-центры, но сейчас экономическая ситуация изменилась и приходится использовать ЦОДы коммерческих структур. Настороженность по отношению к облачной безопасности уменьшается. Положительную роль играют как западные примеры – на облачных инфраструктурах AWS и MS Azure работают Пентагон и ЦРУ, так и отечественные – облачный проект для Прокуратуры РФ ведет «Ростелеком-ЦОД».
 
Дальнейшему развитию рынка может помочь программа «Цифровая экономика РФ». Цифровизация промышленности требует развертывания новых дата-центров, предоставления по сервисной модели все большего количества услуг. В проектах государства -- создание виртуальной особой экономической зоны для облачных провайдеров, благоприятствующей работе с зарубежными клиентами.
 
До 2018 года многие опасались инвестировать в облака из-за существующих стереотипов. Нет смысла вкладываться, если в Россию придут три глобальные компании, доминирующие на мировом рынке, с которыми будет невозможно конкурировать из-за больших объемов продаж. «В прошлом году стало понятно, что интернет в России будет достаточно сильно огорожен, для того чтобы они не пришли всерьез», – пояснил генеральный директор компании Selectel Олег Любимов.
 
Меняются подходы коммерческих структур. Характерен путь российской компании «Битрикс24», о котором рассказал директор направления облачных сервисов Александр Демидов. Для работы на глобальных рынках компания сначала выбрала облачную платформу AWS, но после прошлогодних блокировок IP-адресов провайдера Роскомнадзором перешла на работу с российскими клиентами при помощи российских облачных провайдеров. Сначала сервис был хуже, чем у AWS, но провайдеры устранили замечания, и в настоящее время он вполне приемлем. Существующие SLA предусматривают возможность прерывания работы сервисов на чувствительное для бизнеса время. Следующим шагом стал переход к мультиоблачному решению, с резервированием в двух дата-центрах, принадлежащих разным юридическим лицам.
 
 
Законы «О персональных данных», «О безопасности КИИ» и так называемый закон об автономном интернете стимулируют использование российских облачных инфраструктур. Впрочем, отношение экспертов к оградительным мерам государства неоднозначное. «Как бы серебряная пуля изоляции не стала последним гвоздем», – высказал опасение директор по облачным стратегиям #CloudMTS Антон Захарченко. Присутствие на российском рынке глобальных компаний оживляет конкуренцию и стимулирует внедрение новых технологий и услуг. Например, побуждает к созданию и развитию платформенных сервисов, предлагающих широкий спектр решений разных компаний заказчику.
 
«Гиперскейлеры выступают в качестве локомотивов, которые показывают, что нового можно сделать в облаке», – подчеркнул Михаил Козлов из компании IBM. В публичном облаке можно протестировать технологию блокчейн, системы когнитивной аналитики, оценить преимущества микросервисной архитектуры. Заказчики могут исследовать новые технологические возможности в публичных облаках глобальных провайдеров, а затем перенести отработанные технологии на локальные площадки, доступность которых уже не будет зависеть от неосторожных действий регулятора. 
 
 
«Облака прямо сейчас дают доступ к технологиям, которых у нас нет и развивать которые собственными силами слишком долго или слишком дорого», – отметил ключевое преимущество облачных технологий Андрей Соколовский, технический директор «Леруа-Мерлен». Компания не адаптирует существующие программы к облачной среде, а сразу строит cloud-native-приложения в облаке, а затем переключает на них бизнес-процессы. В «Леруа-Мерлен» уже используются 1800 микросервисов, работающих на гибридной облачной платформе. 
 
Впрочем, есть и критическая точка зрения на присутствие на рынке глобальных, прежде всего китайских игроков. «С китайскими ресурсами можно купить с потрохами российский облачный рынок и через пять лет получить свое. А потом будем “сидеть” на китайских технологиях и обеспечивать работой китайских разработчиков», – высказал опасение директор по развитию «Яндекс Облако» Олег Коверзнев. Руководитель платформы Mail.Ru Cloud Solution Илья Летунов привел в пример сам Китай, который ограничивал присутствие на своем рынке глобальных игроков и пустил их только тогда, когда китайские компании стали конкурентоспособны.
 
Цифровая трансформация меняет пользователей облачных услуг. Если раньше зачастую одни службы принимали решения, а пользовались ими другие, то теперь они все вовлечены в бизнес и выбирают решения исходя из имеющихся бизнес-стратегий. Клиентам все чаще нужны высокоуровневые сервисы. Общий тренд – переход от IaaS, который стал уже коммодити-сервисом, примерно одинаковым у всех провайдеров, к более маржинальным услугам PaaS и SaaS.
 

Меняются и сами люди. «Приходит поколение, для которого сервисная модель естественна. Они живут на съемных квартирах, пользуются каршерингом. Они же будут использовать по сервисной модели ИТ», – подвел итог директор MerliONCloud Антон Салов.