АНО КС ЦОД – новый этап развития отрасли дата-центров

09.09.2019

Развитие рынка ЦОДов требует формирования согласованной позиции его участников по ключевым вопросам, связанным с нормативным правовым регулированием и разработкой отраслевых рекомендаций, а также более активных действий по популяризации сервисной модели.

В феврале 2019 г. в Москве прошло учредительное собрание Автономной некоммерческой организации «Координационный совет по центрам обработки данных и облачным технологиям», организатором которой выступила компания «ИКС-Медиа». В июне АНО КС ЦОД, в состав которой вошли компании, занимающие в сумме более 60% рынка коммерческих стоек в РФ и около 50% рынка услуг IaaS, в том числе все ведущие игроки рынка, официально зарегистрирована Минюстом. О целях и задачах новой организации мы поговорили с ее генеральным директором Дмитрием Бедердиновым.
 
-- Дмитрий, каковы основные причины создания новой организации?
 
-- Более десяти лет мы в рамках ИКС работали над созданием в России профессионального сообщества, объединяющего потребителей и поставщиков услуг ЦОДов и облачных сервисов, а также ИТ- и инженерных решений для дата-центров, занимались консолидацией и анализом рыночной статистики, консультированием участников рынка и инвесторов, организовывали конференции и дискуссионные площадки по данной тематике. Эта деятельность в значительной степени покрывала текущие потребности рынка в аналитической информации и внутриотраслевых коммуникациях.
 
Новый этап зрелости рынка ЦОДов, его развитие и интенсивный рост, более активное участие государства в процессах перехода к сервисной модели определяют необходимость в формировании четкой консолидированной позиции участников рынка, системном продвижении идей аутсорсинга в среде потребителей внутри страны, создании предпосылок для выхода российских поставщиков услуг за рубеж и интеграции с международным отраслевым сообществом.
 
Все перечисленные факторы, а также понимание того, как важно иметь коллективную позицию для дальнейшего развития отрасли, явились смысловой основой для создания общественной организации.
 
-- Как вы расставляете приоритеты в деятельности АНО КС ЦОД?
 
-- На этапе формирования организации мы провели опрос заинтересованных участников и таким образом выявили наиболее важные направления деятельности на ближайший год. Результатом этой работы стало создание трех рабочих групп: по нормативному правовому регулированию, по отраслевым регламентам и рекомендациям, по популяризации и продвижению сервисной модели и услуг ЦОДов. Также сформирован комитет по международному сотрудничеству. Каждое из направлений весьма емкое и требует мощной профессиональной и аналитической экспертизы. В сферу притяжения организации уже вошли известные специалисты, практики и управленцы; многие эксперты, не являющиеся участниками АНО, также заявили о своей поддержке и желании сотрудничать. Важно отметить, что мы строим новую организацию не на пустом месте, а на основе опыта, возможностей и наработок, накопленных «ИКС-Медиа» в конференционной деятельности, аналитике и медиа, поскольку по факту «ИКС-Медиа» давно выполняла часть функций отраслевой ассоциации.
 
-- Как АНО строит отношения с государственными органами, включая Минкомсвязь? Как планируется формировать и отстаивать единую позицию участников отрасли ЦОДов по вопросам нормативного правового регулирования?
 
-- Министерство поддержало идею создания общественной организации как реального легитимного канала коммуникаций с отраслевым сообществом. На моей памяти это, пожалуй, первый раз, когда Минкомсвязь действительно пытается выстроить системные отношения с отраслью и ориентируется в формировании позиции не только на самых крупных и влиятельных участников рынка. В АНО КС ЦОД регулярно поступают запросы от Минкомсвязи на информацию, мнение и оценку различных инициатив. Начавшаяся реализация программы «Цифровая экономика», особенно в части «Информационная инфраструктура», серьезно затрагивает отрасль ЦОДов и облачный провайдинг. Прорабатываются возможные меры поддержки отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности, вопросы регулирования перевода ГИСов на сервисную модель, стандартизации и др. Конечно, нам необходимо участвовать в решении подобных задач, обозначать и отстаивать интересы отраслевого бизнеса, чтобы потом не было «мучительно больно» за то, что возможность была предоставлена, но мы ее не использовали. Главное, что сейчас наша отраслевая позиция находит отражение в позиции министерства, и мы надеемся, что начатый диалог будет продолжаться в интересах обеих сторон.
 
-- Что вы думаете о необходимости создания и принятия российского стандарта для ЦОДов?
 
-- Дискуссия о необходимости отечественного стандарта идет уже много лет. Я, как и многие отраслевые практики, придерживаюсь позиции, что очевидной необходимости в создании национального стандарта нет, потому что требования клиентов к инфраструктуре ЦОДов по всему миру в целом одинаковы и международные стандарты их учитывают. Но в перечень мероприятий программы «Цифровая экономика» включена разработка национального стандарта, и в том или ином виде он будет создан по инициативе государства. Поэтому уверен, что профессиональное сообщество должно принять активное участие в работе по созданию стандарта, чтобы получившийся документ не нанес вреда отрасли, а также был максимально гармонизирован с международными практиками и не вызывал отторжения у российских и зарубежных клиентов, пользующихся инфраструктурой ЦОДов в России.
 
-- В России государственные структуры мало используют аутсорсинг ИТ-услуг. В чем причина такого положения дел? Как можно изменить создавшуюся ситуацию?
 
-- Да, коммерческий рынок пока мало участвует в предоставлении сервисов государственным организаций. Основных причин, на мой взгляд, две. Первая заключается в том, что пока недостаточно такой практики и риски высоки для обеих сторон. Не выработаны понятные требования к поставщикам, и для подавляющего большинства государственных структур процедура закупки таких сервисов по 44-ФЗ и 223-ФЗ сложна, прежде всего из-за того, что при планировании бюджета срок действия договоров на оказание подобных услуг ограничен одним годом. Миграция из одного ЦОДа в другой или из облака одного провайдера к другому -- это серьезный и недешевый ИТ-проект. Для заказчика подвергаться риску смены поставщика в конце каждого календарного года слишком обременительно.
 
Вторая причина -- ментальная, и она значима не только для государственных, но и для большинства корпоративных потребителей. Это скептическое отношение к ИТ-аутсорсингу в целом. Скепсис со стороны заказчиков имеет обычно стандартный набор обоснований, которые в большинстве своем не выдерживают серьезной критики. Зачастую безотказной отговоркой для топ-менеджмента служат «снижение уровня безопасности корпоративных данных» и возможность доступа к ним поставщика услуг. Но на практике большинство утечек происходит через сотрудников компании, а не сервис-провайдера. Однако ситуация постепенно меняется, оценки рисков и экономической эффективности приводят все больше компаний к пониманию того, что сервисная модель на сегодняшний день во многих случаях оптимальнее.
 
Расширение клиентской базы помогает провайдерам оптимизировать затраты, что влияет на ценовое предложение. Вместе с тем нарастающая конкуренция заставляет их более четко анализировать свое положение на рынке, вкладываться в создание бренда и улучшение его восприятия, определять направления развития собственного портфеля услуг. Важным толчком для окончательной смены парадигмы потребления ИТ, конечно, является госпрограмма «Цифровая экономика», и само ее существование уже положительно отражается на всем рынке.
 
Одна из задач АНО КС ЦОД -- продвижение идей сервисной модели в государственные и коммерческие структуры. Мы много делали и делаем в этом направлении. Сейчас стратегически важно продолжать двигаться в регионы России, формировать стабильный спрос на услуги там, где еще почти нет рынка, а запрос уже появился. Конечно, Москва будет оставаться абсолютным лидером потребления, но текущий рыночный дисбаланс необходимо сглаживать за счет роста регионального потребления, и важной составляющей будет наличие там качественной инфраструктуры ЦОДов и ее связность.
 
-- Планируется ли расширять число участников АНО КС ЦОД? Будут ли привлекаться к работе АНО производители, поставщики и интеграторы?
 
-- Да, конечно, мы будем рады росту числа провайдеров в АНО, и мы сейчас ведем переговоры с несколькими организациями. Особенно интересны те, кто работает в регионах, предоставляя инфраструктурные и облачные сервисы.
 
Что касается поставщиков решений и производителей, то такой запрос тоже существует. Есть целый ряд вопросов, при обсуждении которых их позиция мне кажется важной. Это все, что касается развития и применения технологических новаций, улучшения качества российской инфраструктуры ЦОДов, а также формирования позиции АНО КС ЦОД в области импортозамещения. Этот вопрос сложный и проблемный для многих производителей и потребителей, но он четко обозначен в государственной повестке. Главное, чтобы принимаемые решения не тормозили и не ограничивали развитие рынка, а открывали для него новые возможности, поэтому отраслевой канал коммуникаций необходим.
 
-- Каковы первые результаты деятельности организации? Что планируете успеть сделать до конца текущего года?
 
-- Нами были решены все организационные вопросы, связанные с регистрацией и началом работы, сформированы рабочие группы, разработаны внутренние документы, регулирующие нашу деятельность. Представители АНО КС ЦОД уже включены в несколько рабочих групп по реализации программы «Цифровая экономика» в части раздела «Информационная инфраструктура». Нами был сформирован и направлен в Минкомсвязь ряд предложений по изменению регламентов и правил отпуска электроэнергии ЦОДам на оптовом и розничном рынке, получены разъяснения от Минфина об отсутствии необходимости уплаты НДС при оказании услуг ЦОДов и облачных сервисов нерезидентам. При нашем активном участии обсуждаются и разрабатываются различные меры поддержки отрасли. В июле мы разработали концепцию отдельной тематической сессии по потенциалу российской отрасли ЦОДов на Восточном экономическом форуме. Впервые наша отраслевая повестка вошла в программу крупного международного инвестиционного мероприятия.
 
Основной задачей второго полугодия будет разработка требований к инфраструктуре ЦОДов для размещения государственных информационных систем. Помимо этого, важно активизировать нашу деятельность в регионах для анализа текущих потребностей в инфраструктуре ЦОДов и повышения инвестиционной привлекательности региональных проектов.