За облаками, как за сахаром в «Пятерочке»

21.03.2022

Запрет на поставки оборудования и блокировка сервисов западных компаний привели к ажиотажному спросу на российские облака. Однако облачные провайдеры уверены, что решат вызванные санкциями проблемы.

Так можно сформулировать основные выводы 11-й конференции Cloud & Digital Transformation, организованной «ИКС-Медиа». Проведенное в гибридном онлайн-офлайн формате мероприятие собрало 750 делегатов.
 
Страна в блокаде
 
Санкции, введенные западными государствами против нашей страны, управляющий партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева назвала экономической и технологической блокадой. Работу на территории России приостановили многие ИТ-вендоры: Cisco, Veeam, Red Hat, HPE, Dell EMC, Nokia, Juniper, Hitachi и др.
 
Не работают VMware и Microsoft, проприетарные платформы которых, согласно данным iKS-Consulting, занимают 75% российского облачного рынка (69% – VMware и 6% – Microsoft). 25% приходятся на решения на базе OpenStack, но уже раздаются призывы ограничить для России возможность использовать результаты деятельности этого сообщества.
 
В новых экономических условиях меняется поведение потребителя. Из-за рисков недоступности зарубежных сервисов отечественные пользователи массово переходят в российские облака. ИТ-директор RCloud by 3data Валентин Соколов сравнил возросший спрос на облака с ажиотажным спросом на сахар в магазинах. Хватают, пока есть и не подорожало, берут облака впрок с запасом до 100%. Если раньше контракт заключался в течение нескольких месяцев, то теперь – за несколько дней. Клиенты даже не упоминают о скидках, при больших запросах готовы ждать квоту. Спрос на облачные услуги по сравнению с пандемийными временами вырос до десяти раз.
 
Каждый второй приходящий в RCloud by 3data клиент мигрирует с зарубежных облаков. Некоторым компаниям требуется колоссальное увеличение масштабов из-за резко возросших объемов бизнеса. Остро стоит вопрос кибербезопасности. Клиенты берут облака в комплекте с WAF и защитой от DDoS-атак. 
 
Повышенный спрос в сочетании с колебаниями курса доллара приведут к росту цен, санкции – к дефициту физической ИТ-инфраструктуры. Серьезные проблемы возникнут в микроэлектронике – остановили поставки Intel и AMD, тайваньская TSMC прекратила производство российских процессоров Baikal и «Эльбрус». 
 
Отрасли будет сложно развиваться без подпитки западными технологиями. Дополнительные проблемы возникают из-за нарушений в цепочках поставок и сложностей в оплате сервисов и инфраструктуры.
 
Ответ государства
 
Санкции быстро вводятся, но долго отменяются. В 1974 г. США ввели санкции против СССР за препятствия, чинимые эмиграции евреев в Израиль. Ограничения на торговлю, введенные поправкой Джексона – Вэника, были сняты только в 2012 г., когда родившиеся после распада СССР россияне учились в институтах. Так что санкции – это надолго, и надо учиться жить в новых условиях.
 
Частично решит проблемы уже несколько лет проводимая государством политика импортозамещения. В стране, прежде всего в корпоративном сегменте, все шире используются российские решения и продукты на базе open source.
 
Активно развивается «Гособлако». Как отметил врио директора департамента развития облачных сервисов и управления данных Минцифры России Павел Бурлаков, в настоящий момент в «Гособлако» включены 20 ведомств. В планах – развитие «Гособлака» в регионах, чему будет способствовать запрет на строительство ЦОДов за счет бюджетных средств.
 
Анонсированы беспрецедентные меры поддержки ИТ-отрасли. Аккредитованные Минцифрой ИТ-компании смогут взять льготные кредиты, на три года освобождаются от налога на прибыль, налогового и валютного контроля. Специалисты младше 27 лет получат отсрочку от призыва на военную службу. Меры направлены на повышение привлекательности ИТ-отрасли и удержание имеющихся специалистов. Впрочем, как отметили эксперты, сообщения о массовом отъезде ИТ-специалистов из страны сильно преувеличены.
 
ПО без поддержки не останется
 
Многие компании получили «письма счастья», в которых говорится, что вендоры установленных у них систем больше не поддерживают российский и белорусский регион. Да и оплатить зарубежные сервисы стало сложно. Но останавливать бизнес-процессы, особенно в важных для жизнедеятельности страны областях, нельзя. «Жить на неподдерживаемом ПО – форс-мажор.  Какое-то время работать можно, но нужно искать пути диверсификации», – отметил независимый эксперт RCCPA Михаил Козлов.
Вариантов несколько. Первый – ждать. Международные компании, приостановившие свою деятельность в России, в случае окончания острой фазы военной спецоперации на Украине могут вернуться на наш рынок и пусть с ограничениями, наложенными санкционным законодательством их стран, будут работать дальше.
 
Есть риск, что вендоры не вернутся и придется работать на нелицензионном ПО без поддержки. А если вернутся – кто в наших условиях может гарантировать, что бизнес не попадет под очередную волну санкций? На этот случай можно создать сообщество «безысходников» – специалистов организаций, эксплуатирующих нелицензионный софт, не имея исходного кода. Они будут проверять очередные обновления не поддерживаемого вендором ПО. 
 
Второй путь – перенести часть деятельности на территорию стран, не попавших в санкционный список, например, в Казахстан или Армению. Переводить туда весь персонал необязательно – достаточно установить VPN и работать с недоступными из России сервисами через адреса, относящиеся к этим локациям. 
 
Третий – использовать дата-центры и облака не присоединившихся к санкциям стран. По утверждению генерального директора CDNvideo Ярослава Городецкого, в китайских облаках предлагается полный аналог платформы VMware, поэтому при переносе туда вычислительных нагрузок пользователям переучиваться не придется. Китайская EdgeRay (cестринская компания CDNvideo) готова предоставить бесплатный доступ к замещающим продукцию американских вендоров облачным решениям Поднебесной в публичных облаках Китая и Казахстана. Сетевая задержка в канале Москва – Алматы составит 40 мс, в канале Москва – Пекин – 105 мс. Можно использовать и российские облака, развернутые в ЦОДах на территории таких стран, как Узбекистан. 
 
Четвертый вариант – перейти на российское ПО, задействуя не только ПО из реестра Минцифры. «Все ПО, которое позволяет не останавливать бизнес-процесс, можно считать российским», – высказал мнение независимый эксперт RCCPA Антон Салов. При таком подходе российскими можно считать не только собственные облачные разработки компании «Яндекс», но и облачные платформы, развернутые на основе китайских технологий (SberCloud) и OpenStack (VKCS и Selectel).
 
Возрастет спрос на российские решения из отечественных облаков по сервисной модели. В частности, Михаил Соловьев, директор по облачным продуктам #CloudMTS, считает, что трендом станет использование «1С» из облака.
 
При появлении ограничений на работу с открытым исходным кодом можно создать российское сообщество, поддерживающее ответвление (форк) продукта, например, OpenStack. Доступ к хранилищам нетрудно получить и при блокировке российских IP-адресов. Тексты и комментарии к вносимым в последующие релизы изменениям будут доступны, а в новые «канонические» («ванильные») версии российские доработки («фичи») попадать не будут. Придется их тестировать своими силами, но в кооперации использующих платформу российских игроков это возможно, особенно при поддержке заинтересованного в развитии «Гособлака» государства.
 
«Железодефицитной» анемии не будет
 
На грозящую нехватку «железа» облачные провайдеры смотрят с оптимизмом. Как пояснил генеральный директор 3data Илья Хала, на первое время имеющейся инфраструктуры хватит. Затем нужно провести инвентаризацию, задействовать неэффективно используемые и тестовые мощности. Потом можно будет провести восстановление бывшего в употреблении вычислительного оборудования. Через небольшой промежуток времени обязательно появятся новые логистические цепочки поставок, в том числе реэкспорт из европейских и азиатских стран.
 
Конечно, среднему и малому бизнесу станет труднее доставать вычислительное оборудование, но это дополнительно стимулирует их переход в облако. Возрастет и востребованность услуг VDI, которые сегодня работают даже на уходящих в плавание кораблях. «Задержки – не причина не использовать VDI. Высоконагруженные приложения – тоже. Раньше VDI продавался только для обеспечения безопасности. Сейчас я знаю лишь одну сферу, где нельзя использовать VDI, – компьютерные игры», – указал М. Соловьев.

 

 

«За эти две недели у провайдеров появилась масса проблем, которые предстоит быстро решить. Нас ждут интересные времена. Хочется пожелать облачным провайдерам удачи, клиентам – терпения и веры в российские облака», – резюмировал В. Соколов. К этому пожеланию невозможно не присоединиться.